Без категории

Запрет сплетен, злоязычия, мести и затаенной злобы. Остеопатия, Биодинамика.

Запрет	сплетен, злоязычия,	мести	и	затаенной злобы. Остеопатия, Биодинамика. 1

1. Сказано в Писании: «Не ходи сплетником в народе твоем». Кто
такой сплетник? Это тот, кто нагружается сплетнями и ходит от
одного к другому, рассказывая: «Так сказал такой-то, то-то и то-то
слышал я о таком-то»; и даже несмотря на то, что он рассказывает
правду и нет в его рассказах ничего позорного — этот человек
нарушает запрет из Торы, и это страшное преступление,
приводящее к тому, что евреев убивают; поэтому-то и сказано в
конце этого стиха: «…и не стой возле крови ближнего своего».
Пойди и выучи, что случилось с Доэгом-Адомитянином, который
сказал Шаулю, что Ахимелех дал Давиду хлеб и меч: хотя это и было
правдой, и не было в этом никакого позора для Ахимелеха,
поскольку тот ведь не сделал ничего плохого; и даже если бы Шауль
сам спросил Ахимелеха об этом, тот бы рассказал ему о сделанном,
поскольку не намеревался своим поступком восстать против Шауля
— при всем этом сплетня Доэга привела к тому, что было убито
множество коhенов.
2. Есть еще одно преступление, многократно хуже предыдущего, о
котором говорит тот же самый сих из Торы, и это лашон гара
(злоязычие); он состоит в том, что человек рассказывает о чем-то
позорном для товарища, хотя и говорит правду. Лгущий же
называется «выводящим дурное имя» на товарища. А злоязычный
— это тот, кто сидит и рассказывает: «Так-то и так-то сделал такой-
то, такими-то и такими-то были его предки, то-то и то-то я о нем
слышал», — и рассказывает о чем-то, позорящем товарища. Об
этом сказал стих: «Уничтожит Г-сподь все гладкие уста, языки,
говорящие великое».
А тот, кто слушает рассказы злоязычного, еще хуже, чем он сам; и
Вс-вышний вынес приговор нашим отцам, по которому они должны
были все умереть в пустыне, только из-за лашонгара.
3. В каком случае рассказ о товарище уже считается лашонгара?
Вот, например, один человек спрашивает другого: «Где можно найти
огня?». А тот ему отвечает: «Как, ты не знаешь, где можно найти огонь? А в доме такого-то, ведь у него столько мяса и рыбы, что у
него все время что-то варят!».
4. А есть разговоры, которые называются «след лашонгара» (то есть
«почти злоязычие» — перев.). О чем речь? О ситуации, когда
человек говорит так: «Давайте не говорить о таком-то, я не хочу
рассказывать, что произошло и что случилось», — и о разговорах
такого рода. И также, если человек говорит хорошее о товарище тем,
кто его ненавидит — это тоже называется «след лашонгара»,
поскольку этот рассказывающий провоцирует их сказать о товарище
позорное. И об этом сказал Шломо: «Благословляет товарища
громким голосом, вставши рано утром — проклятием это
засчитается ему», — поскольку, говоря о нем хорошее, он заставляет
других говорить о нем плохое.
И также, если человек говорит лашон гара как бы смеясь и
несерьезно, как будто речь его вызвана не ненавистью — это то
самое, о чем сказал Шломо в мудрости своей: «Как, развлекаясь, он
мечет копья, стрелы и смерть (…) и говорит: я же только
посмеялся».
И то же происходит, если человек говорит лашон гара обманно,
прикидываясь, что просто наивно рассказывает о том, что было, не
зная, что его слова — лашон гара. А если оборвать его, он скажет:
«Я и не знал, что это лашон гара» — или: «Я же просто рассказал о
том, что сделал такой-то!».
5. Неважно, говорит ли человек лашон гара в глаза товарищу или за
глаза, или даже (рассказывает вообще не об этом человеке, но) то,
что он рассказывает, может привести, если станет передаваться из
уст в уста, к тому, что товарищ потерпит убыток, телесный или
имущественный, или даже просто станет страдать и расстраиваться
— все это лашон гара.
Если же вещь была уже сказана в присутствии троих людей, можно
считать, что она уже стала широко известна. И теперь, если один из
этих троих рассказал эту вещь еще кому-то — это не считается
лашон гара — но только в том случае, если он не собирался
специально приложить усилия к тому, чтобы распространить слуши
шире и сделать эту вещь более широко известной.
Что должен делать человек, чтобы избавиться от лашон гара? Если это мудрец, то пусть занимается изучением Торы, а если простой,
неученый человек — пусть смирит свою гордыню.
6. Сказал рабби Йирмейя бар Аба: «Четыре группы людей никогда
не удостоятся лицезреть Вс-вышнего: насмешники, льстецы, лжецы
и говорящие лашон гара». Откуда мы знаем это про насмешников?
Из сказанного: «Убрал руку Свою от насмехающихся» (объяснение
Раши на этот стих: убрал руку Свою Вс-вышний, от насмешников, не
желая быть вместе с ними). Откуда про льстецов? Из сказанного:
«Ибо не будет предстоять перед Ним льстец». Про лжецов откуда?
Из сказанного: «Говорящий ложь не устоит перед Моими глазами». А
откуда мы знаем это про говорящих лашон гара? Из сказанного:
«Ибо не желает Б-г злодейства, вместе с Тобой не будет жить
злоязычный» (и объяснение Раши на этот стих: стих говорит про
лашон гара, поскольку в том же разделе сказано: «И в устах их
неправильное…»); то есть: «И праведен Ты, Б-г, не будет жить
вместе с Тобой злоязычный».
И сказали учителя наши благословенной памяти: «Всякая насмешка
запрещена, кроме насмешки над идолопоклонством, которая
разрешена».
7. Мстящий товарищу нарушает запрет из Торы, сформулированный
в следующем стихе: «Не мсти». И что называется местью? Вот,
например, один человек попросил своего товарища: «Одолжи мне
свой топор!» Тот сказал ему: «Нет, я не одолжу его тебе». А назавтра
этот же его товарищ должен был одолжить у него какую-то вещь; и
вот сказал ему его товарищ: «Одолжи ты мне свой топор!» — а
первый ответил ему: «Нет, я не одолжу его тебе, как и ты не одолжил
мне, когда я просил у тебя!» — этот человек мстит и тем самым
нарушает запрет из Торы.
Нужно же, когда этот товарищ придет к нему с какой-либо просьбой,
дать ему с полным сердцем и не поступать так, как поступили с ним
самим. Следует пренебрегать обидой, с чем бы она ни была
связана, поскольку для понимающего все это чепуха, за которую не
стоит мстить. И так сказал царь Давид, да пребудет мир на нем:
«Отплатил ли я когда-либо обидевшим меня злом, и была ли мне из-
за этого удача? (…)».
(Запрет проклинать мы изложили в главе 6, параграф 3). 8. Если ты захочешь отомстить своему врагу, приобрети себе новые
хорошие качества и ходи по путям праведников, и этим ты
отомстишь всем своим ненавистникам, поскольку они будут страдать
из-за того, какой ты хороший, и скорбеть всякий раз, когда услышат о
тебе хорошее. Но, если ты будешь делать дурные дела, тогда будет
твоего ненавистника радовать твой позор, и получится, что это он
отомстил тебе.
9. Всякий затаивающий злобу на кого-либо из евреев нарушает
запрет из Торы, выраженный в стихе: «…и не затаивай злобы на
сыновей народа твоего». Что значит «затаивать злобу»? Вот,
например, Реувен сказал Шимону: «Одолжи мне такую-то вещь!», а
Шимон не захотел. Спустя какое-то время пришел Шимон просить
какую-либо вещь у Реувена, а Реувен сказал ему: «Вот, возьми, я
одолжу тебе, потому что я не такой, как ты, я не поступлю с тобой,
как ты поступил со мной!». Поступающий так нарушает запрет из
Торы: «Не затаивай злобы».
Следует же ему стереть это происшествие из своего сердца, чтобы
совсем не помнить его. И это правильный подход, который позволяет
существовать человеческому обществу и деловым отношениям
между людьми

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *