Мудрость

Запрет телесного ущерба. Остеопатия, биодинамика.

Запрет телесного ущерба. Остеопатия, биодинамика. 1

1. Запрещено человеку бить своего товарища. Если же он ударил
товарища, то нарушил этим запрет из Торы, сформулированный в
стихе: «И будет, если побивание палками положено злодею… сорок
раз ударит его, не будет добавлять…»: то есть, если уж Тора следит
за тем, чтобы даже злодея не бить больше, чем положено ему по его
злодейству, тем более запрещает Тора бить невиновного.
И всякий, кто поднимает руку на своего товарища, даже если он не
ударил его, называется злодеем, как сказано: «И сказал (Моше)
злодею: зачем будешь ты бить своего ближнего?». То есть, не
спросил Моше: «Почему ты бьешь его?», а спросил: «Почему ты
будешь бить?»: хотя он еще и не ударил его, все равно он
называется злодеем. (И всякий, кто ударил товарища, автоматически
подлежит отлучению, наложенному мудрецами предшествующих
поколений, и он может входить в миньян, то есть в число десяти
евреев, необходимых для всего, связанного со святостью, пока
раввинский суд не отменит его отлучение; это же может произойти
только после того, как этот человек примет на себя обязательство
подчиниться их приговору. Если же человека кто-то бьет, или если он
видит, как бьют кого-то другого, и не может спастись сам или спасти
другого от того, кто его бьет, кроме как побив его самого — тогда его
разрешено побить).
2. Даже слугу, который не слушается приказаний, запрещено бить.
Однако разрешается бить своих малолетних сыновей или сироту,
которого человек растит у себя в доме, чтобы наставить их на путь
истинный — поскольку это делается для их блага.
3. Необходимо следить за тем, чтобы не выбрасывать осколки
стекла и т.д. в места, где они могут нанести ущерб.
4. Если у соседа человека, Б-же упаси, болит голова, и от звуков
ударов боль усиливается, не следует ему толочь, даже у себя дома,
крупу и т.д., если звук ударов достигает соседа и вредит ему.
5. Есть еще множество разных законов, касающихся запретов вредить соседу или людям на улице. Общее правило таков:
запрещается делать что бы то ни было, даже у себя во владении, и
тем более на улице, из-за чего может получиться какой-то ущерб
соседу или людям, проходящим по улице, если речь не идет о том,
что, согласно обычаю, имеет право делать всякий, кто хочет,
поскольку, раз есть такой обычай, то как будто все жители города это
разрешают, чтобы и самим, в свою очередь, иметь возможность это
делать при необходимости — они сами и их дети.
6. Если человек пугает своего товарища, например, кричит ему в
спину, или выскакивает на него из темноты и т.д., виновен по
законам Небесной справедливости.
7. Если человек наносит рану своему товарищу, то, даже если он
заплатил ему столько, сколько должен был заплатить за такую рану,
и также укравший у товарища или ограбивший его, хотя они и
вернули то, что должны были вернуть, тем не менее, не получают
прощения за свой грех, пока не попросят прощения у раненого,
ограбленного или обокраденного за то страдание, которое они им
причинили; пострадавшему же следует простить и не быть
жестоким.
8. Если человек видит своего товарища в беде, Б-же упаси, и может
спасти его либо самостоятельно, либо нанять кого-то, чтобы те
помогли ему — он должен приложить старания и спасти его или
нанять того, кто спасет его, а после этого взыскать с него
затраченные деньги если тот в состоянии заплатить. Если же у того
нечем платить, из-за этого не следует отказываться спасти его;
следует же сделать это за собственный счет; если же человек не
сделает этого, он нарушает запрет из Торы, сформулированный в
стихе: «Не стой на крови ближнего твоего».
И также, если человек слышит разговор злодеев, которые
задумывают злое на его товарища или устраивают ему ловушку, и не
рассказывает ему об этом, чтобы известить его, или если он может
заплатить им за товарища, чтобы убедить их отказаться от своих
замыслов, и не делает этого, или если происходит еще что-то в этом
же роде — этот человек также нарушает запрет: «НЕ стой на крови
ближнего твоего». И всякий, кто поддержал жизнь хотя бы одного
еврея — как будто создал целый мир. (И см. «Йорэ Дэа», глава 158). 9. Если человек занимается изготовлением фальшивых денег, и есть
опасение, что от этого пострадают многие, он рассматривается как
«преследователь» (то есть человек, гонящийся за евреем с оружием
в руках, чтобы убить его — перев.), и его предупреждают, чтобы он
так не делал. Если же он не обращает внимания на
предупреждение, разрешается выдать его правительству и сказать,
что никто больше не занимается этим, а только один такой-то. И
даже если из-за этого фальшивомонетчика обвиняют только одного
человека, он имеет право сказать: «Я не занимаюсь этим, а делает
это только один такой-то».
10. Принято, чтобы семеро самых уважаемых людей города имели
право налагать штрафы, например, если один человек нанес
другому рану, опозорил его и т.д. И им не следует делать этого,
минуя раввинский суд, поскольку к этим случаям относится
множество различных законов, и не следует делать больше, чем
положено по Галахе; и пусть не относятся они пренебрежительно к
возможности оскорбить еврея.
11. Если роженица не может родить, то все время, пока плод еще
находится внутри нее, его разрешается разрезать, как с помощью
лекарств, так и руками, поскольку, пока ребенок не вышел в мир, он
не называется «человеком», и для того, чтобы спасти мать, его
можно разрезать: ведь он рассматривается так же, как человек,
который гонится за своим товарищем, чтобы убить его. Однако если
его голова уже появилась на свет, его больше не касаются и не
убивают одного человека ради другого — и таково устройство мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *