Медицина, Мудрость

Законы обетов и клятвы.

Законы обетов и клятвы. 1

1. Человеку не следует привыкать давать обеты. Всякий дающий
обет как будто строит жертвенник в то время, когда строительство
жертвенников запрещено; а тот, кто выполняет обет, как будто
приносит жертву на этом жертвеннике и несет теперь наказание за
принесение жертвы вне Храма: ведь, чем выполнять обет, лучше
было ему попросить у раввинского суда разрешения от обета. И это
относится ко всем обетам, кроме обета пожертвовать деньги на
Храм, который человек обязан выполнить, как сказано: «И давший
обет Б-гу заплатит». И не испрашивают разрешения от таких обетов,
кроме как в тяжелой ситуации.
2. И также пусть старается человек удержаться от клятвы. Если он
нарушил это требование и поклялся в чем-то, пусть не ищет
разрешения от клятвы, а выполняет ее, даже если ему это тяжело,
как сказано: «…поклялся в плохом (для себя) — не нарушит». И
сказано далее: «Делающий это никогда не будет поколеблен». И
разрешения от клятвы испрашивают только в тяжелой ситуации.
3. Человек должен стараться не давать никаких обещаний. И даже
от обещания дать милостыню лучше воздержаться, а нужно, если у
него есть сейчас та сумма, которую он хочет дать, немедленно дать
ее. А если у него ее сейчас нет — пусть подождет, пока появится, и
тогда даст, ничего не обещая. А если вся община договаривается,
кто сколько даст, и он тоже должен сказать, сколько он даст, пусть
скажет прямо, что даст такую-то сумму без обещания. И также во
время поминовения усопших, когда обещают дать милостыню, ему
тоже следует сказать: без обещания. (И см. выше, глава 34,
параграф 9).
Если же человек в беде, ему разрешается дать обет.
4. Если человек хочет установить себе определенное время для
изучения Торы или выполнить некоторую заповедь и боится, как бы
потом не залениться, или если он боится, как бы не соблазнило его
злое побуждение нарушить какой-то запрет или не выполнить
требующую заповедь — ему разрешается придать себе сил с помощью обета или клятвы, поскольку сказано в Талмуде: «Сказал
Рав: Откуда мы знаем, что можно поклясться выполнить заповедь,
чтобы придать себе сил, хотя мы уже клялись в этом на горе Синай
(при получении Торы — перев.)? Из сказанного: Я поклялся — и
исполню свою клятву — исполнять твои справедливые
постановления».
И даже если человек произносит это обещание не как обет или
клятву, а как обычную фразу, — это обет и он должен его выполнять.
И потому человек должен следить, чтобы, когда он говорит, что
выполнит какую-то заповедь, добавлял: «Без обещания».
И вообще лучше человеку приучить себя к этому, даже если о
говорит, что сделает что-то необязательное, чтобы не прийти, Б-же
упаси, к нарушению обета.
5. Тот, кто дает обеты, чтобы улучшить свои душевные качества,
называется прилежным в служении Б-гу, и это похвально. О чем идет
речь? Если человек был обжорой и дал обет какое-то время не есть
мяса, или если он был пьяницей и запретил себе вино и другие
пьянящие напитки, или если он гордился своей красотой и принял
назорейство (и не может теперь стричься — перев.) — такие обеты
есть служение Б-гу, благословенно Его имя, и о них сказали мудрецы
наши благословенной памяти: «Обеты — средство для отделения от
мирского».
Но, тем не менее, даже и к таким обетам не следует человеку
приучать себя, а следует ему превозмогать свое злое начало, не
прибегая к помощи обетов.
6. Обет считается данным, только если человек имел в виду именно
то, что сказал. Но если он пообещал что-то по ошибке, не имея в
виду того, что произнес, или подумал, что даст обет, но не произнес
его — это не считается обетом.
7. Если человек запретил себе нечто, разрешенное по закону, чтобы
отдалить себя от запрещенного по-настоящему и вообще от
мирского, как делают те, ко постится в дни чтения Слихот или
отказываются от мяса и вина, начиная с 17-го Таммуза — даже если
он сделал это только один раз, но имел в виду поступать так всегда,
и не сказал, что делает это без обещания, а теперь не хочет больше
этого делать, поскольку недостаточно здоров для этого — ему требуется разрешение от обета, и он должен сначала сказать, что
раскаивается в том, что взял это на себя в качестве обета.
И также, если человек хочет запретить себе что-то разрешенное,
чтобы отдалить себя от запрещенного и вообще от мирского — пусть
скажет, что не принимает этого запрещения на себя в качестве
обета, и также пусть скажет, что собирается сделать это только
сейчас или когда захочет, но не постоянно.
8. Как разрешают от обета или от клятвы? Человек должен найти
троих, соблюдающих и изучающих Тору, и чтобы один из них был
специалистом в законах об обетах и знал бы, какой обет можно
разрешить, а какой — нельзя, и как разрешают от обетов — и они
разрешат его от обета. А если человек дал обет во сне — лучше,
чтобы его разрешили десять соблюдающих и изучающих Тору.
9. Хотя для всех заповедей Торы считается, что мальчик не
становится взрослым, пока ему не исполнится тринадцать лет и у
него не вырастут два волоса на лобке, а девочка — пока ей не
исполнится двенадцать лет и у нее не появится «знаков
взрослости», для обетов и клятв взросление наступает на год
раньше. То есть, двенадцатилетний мальчик и одиннадцатилетняя
девочка, у которых может и не быть никаких признаков взрослости,
но которые понимают, Кому они дают обет и клянутся — их обет и
клятва действительны. Но если они не достигли этого возраста, то,
даже если они все понимают, их слова ничего не значат. Но, тем не
менее, на них кричат и их бьют, чтобы они не привыкали давать
обеты и клятвы. А если их обет состоит в чем-то неважном и легком,
не связанном с лишениями, их заставляют выполнить его.
10. Отец может отменить обет дочери, пока она не стала взрослой,
то есть до двенадцати лет и шести месяцев (в том случае, если она
не замужем). И муж может отменять обеты жены.
Как происходит отмена обета? Отменяющий должен сказать три
раза: «отменено», или: «аннулировано», или использовать любые
другие слова, показывающие, что обет объявляется изначально
недействительным; и неважно, сказал ли он это в присутствии жены
или дочери или без них. Однако выражение «разрешение от обета»
не помогает мужу или отцу отменить обет; и, кроме того, они могут
это сделать только в тот самый день, когда услышали его. То есть, если они услышали обет в начале ночи — могут отменять его всю
ночь и весь следующий день. А если они услышали его вечером,
незадолго до выхода звезд — могут отменить его только до выхода
звезд, а после этого уже не могут.
В Шаббат он не должен говорить ей: «Отменено», как говорит в
будни, а должен произнести это слово про себя, а ей сказать:
«Возьми, съешь», или выбрать другие подходящие слова в
зависимости от того, в чем состоял обет.
А если отец или муж сказали вначале, что согласны с этим обетом,
даже если они не сказали этого прямо, но использовали такие слова,
из которых ясно, что они не возражают; и даже если они только
подумали, что не возражают — они не могут больше отменить этот
обет. (Если она приняла обет только на каком-то условии — нужно
обратиться к первоисточникам).
11. Какие обеты могут отец или муж отменить? Только такие,
которые связаны с лишениями: скажем, относящиеся к мытью,
украшениям, косметике и т.д. А муж может отменить и обеты, не
связанные с лишениями, если они относятся к области семейных
отношений и могут вызвать между ним и женой вражду. Но эти обеты
считаются отмененными, только пока она замужем за ним. Если же
она овдовела или развелась — она обязана выполнять их.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *