Медицина, Мудрость

Почитание отца и матери. Остеопатия, Биодинамика.

Почитание отца и матери. Остеопатия, Биодинамика. 1

1. Нужно очень внимательно относиться к почитанию отца и матери
и к трепету перед ними, поскольку Писание приравняло их к
почитанию Б-га и трепету перед Ним, да будет благословенно Его
имя. Сказано: «Чти отца своего и мать свою», и сказано также:
«Почитай Б-га богатством своим». Про отца и мать написано:
«Каждый пусть перед отцом своим и матерью своей трепещет», а о
Б-ге сказано: «И перед Г-сподом, Б-гом твоим, трепещи», то есть, как
заповедано почитать Его великое имя и трепетать перед ним, так
заповедано чтить отца и мать и трепетать перед ними. Трое вместе
создают человека: Святой, благословен Он, отец человека и его
мать (от отца — белые части человека, от матери — красные, а
Святой, благословен Он, вкладывает в него душу, дает возможность
глазу видеть, уху слышать, а рту разговаривать). Когда человек чтит
своих отца и мать, говорит Святой, благословен Он: «Я отношусь к
этому так, как будто Я жил среди них, и они почитали Меня».
2. Что такое «трепет» перед отцом? Не стоять там, где он обычно
стоит в собрании старцев — своих товарищей, или в том месте, в
котором он обычно молится; не сидеть там, где он обычно сидит за
домашней трапезой; не спорить с ним и не подтверждать его слов
при нем, не говорить даже: «Папа прав».
До каких пор простирается обязанность трепетать перед ним? Если
сын, облаченный в великолепные одежды, председательствует в
собрании, и приходят отец его или мать, рвут его одежды, бьют его
по голове и плюют ему в лицо — не будет он упрекать их, обижать их
или гневаться на них, а будет молчать и трепетать перед царем
царей всех царей, Святым, благословен Он, Который заповедал ему
это.
Однако человек имеет право подать на них в суд за нанесенный ему
ущерб.
3. Что такое «почитание» отца? Сын кормит его и поит, одевает и
покрывает его наготу, встречает и провожает его (и см. выше, глава
34, параграф 6). И следует подавать ему с приятным выражением лица, поскольку, даже если сын кормить своего отца каждый день
изысканными яствами, но показывает свое раздражение — ему
полагается наказание за это.
4. Если отец и мать человека спят, а ключ от его магазина — у них
под изголовьем — запрещено будить их, даже если из-за этого сын
потерпит большой убыток. Но если, когда сын разбудит отца, тот
сможет получить большую прибыль, а если он его не разбудит, тот
будет сожалеть об упущенной прибыли — заповедь требует
разбудить его, поскольку он порадуется этому. И также заповедь
требует разбудить его, чтобы пойти в синагогу или для выполнения
другой заповеди, поскольку все обязаны почитать Вездесущего,
благословен Он.
5. Если человек хочет чего-то от жителей города и знает, что ради
его отца они выполнят его желание, то, даже если он знает, что ради
него самого они также выполнили бы его желание, не следует ему
говорить: «Сделайте то-то и тот-то для меня!». Следует же сказать:
«Сделайте то-то и то-то ради моего отца!» — чтобы показать, что
именно отец его достоин уважения.
6. Если мать сказала сыну: «Сделай для меня то-то и то-то!» — и тот
сделал, а потом пришел отец и спрашивает: «Кто это велел тебе так
поступить?»; и сын понимает, что если он ответит, что мать велела
ему это, отец будет сердиться на мать — пусть не говорит ему, что
мать велела ему это сделать, даже если из-за того отец будет
сердиться на него самого.
7. Сын обязан вставать перед отцом и матерью.
8. Необходимо почитать отца и мать также и после их смерти. Если
сын упоминает их устно или письменно первые двенадцать месяцев
после их смерти, пусть скажет или напишет: «Вот, я — искупление
его ложа» (то есть: «Пусть на мне будет все то зло, которое должно
было бы постичь его душу»), или: «…ее ложа». После же
двенадцати месяцев (когда он получил уже все наказания, которые
мог получить, поскольку суд над злодеями Израиля продолжается
только двенадцать месяцев), пусть говорит или пишет: «Пусть
упоминание о нем (или: о ней) послужит для благословения в
будущем мире» (и см. выше, глава 26, параграф 22).
9. Даже если отец человека — злодей, совершающий преступления, следует почитать его и трепетать перед ним. Даже мамзер обязан
почитать своего отца и трепетать перед ним. Некоторые же говорят,
что сын не обязан почитать отца-злодея, пока он не раскаялся;
запрещено только обижать его. И следует требовать от себя
следовать первому мнению.
10. Если сын видит, как отец его нарушает слова Торы, не следует
говорить ему: «Ты нарушил слова Торы»; следует же сказать ему:
«Папа, верно ли, что в Торе написано так-то и так-то?», как будто он
хочет научиться у него, а не упрекнуть его. Отец же сам поймет, в
чем дело, и не будет пристыжен.
11. Если отец приказывает сыну нарушить заповедь Торы, как
требующую, так и запрещающую, или даже заповедь мудрецов — не
должен сын слушаться его, поскольку сказано в Писании: «Каждый
пусть перед отцом своим и матерью своей трепещет и Шаббаты Мои
соблюдает; я Г-сподь, Б-г ваш». Вс-вышний в одном и том же стихе
говорит и трепете перед отцом и матерью и о соблюдении Шаббата,
чтобы сообщить нам: «Хотя Я и предостерег вас относительно
трепета перед отцом и матерью, но все же, если отец велит тебе
нарушить Шаббат, ты не должен его слушать; и то же относится ко
всем остальным заповедям: “Я Г-сподь, Б-г ваш”, то есть и ты, и твой
отец обязаны почитать Меня, поэтому ты не должен, послушавшись
его, нарушать Мои слова». Требования же мудрецов — это также
слова Б-га, да будет благословенно Его имя, как сказано: «Не
отойдешь от того, что скажут тебе они (мудрецы — перев.) ни
вправо, ни влево».
Если отец велит сыну не разговаривать с таким-то человеком и не
прощать ему, а сын хотел бы помириться с ним — ему не следует
обращать внимания на запрет отца, поскольку запрещено
ненавидеть любого еврея, если сын сам не видит, как тот совершает
преступление, и оказывается, что отец тем самым велит сыну
нарушить слова Торы.
12. Если сын хочет отправиться в какое-либо место для изучения
Торы, поскольку знает, что там его учеба будет успешнее, чем здесь,
а отец по какой-либо причине запрещает ему это, сын не обязан
слушаться отца, поскольку требование изучения Торы сильнее, чем
требование почитания отца и матери. (Это мы учим из того, что
произошло с праотцем нашим Яаковом, да пребудет мир на нем: когда он ушел от отца, он скрылся в ешиве Эвера, где занимался
Торой четырнадцать лет, после чего отправился в дом Лавана и
провел там, а также в дороге, двадцать два года. И он был наказан
за те 22 года, в течение которых не выполнял заповедь почитания
отца, тем, что Йосеф скрылся от него на 22 года; за те же 14 лет,
которые он провел за изучением Торы, он не был наказан). И также,
если сын хочет жениться, а отца не устраивает его выбор, сын не
обязан его слушаться.
13. Почитать отца и мать обязаны как мужчина, так и женщина,
однако замужняя женщина, находясь под властью мужа, свободна от
обязанности почитания отца и матери. Но если ее муж не запрещает
ей, она обязана почитать отца и мать так, как в состоянии это
делать.
14. Всякий, позорящий своего отца и свою мать, даже только
словами и даже только намеком, проклят устами Б-га, как сказано:
«Проклят позорящий отца своего и мать свою».
15. Если в тело отца или матери воткнулась колючка, сын не должен
извлекать ее, поскольку, возможно, этим он нанесет им рану (а это —
запрет, за нарушение которого полагается смертная казнь через
удушение). И также, сын-врач не должен делать отцу кровопускание
или отрезать часть его тела, хотя он делает то только для лечения.
Речь идет только о ситуации, когда это может сделать и кто-то
другой; если же никого другого нет, а отец его или мать страдают —
сын может делать им кровопускание и отрезать часть их тела так, как
это необходимо для лечения.
16. Если отец человека или его мать потеряли рассудок, следует
стараться вести себя с ними согласно их представлениям, пока не
смилуется Б-г над ними. Если же сын не может это выдержать,
поскольку они стали совершенно ненормальными, пусть покинет их
и велит кому-то еще обращаться с ними так, как подобает.
17. Запрещено человеку утяжелять ношу своих детей, требуя от них
чрезмерного уважения, чтобы не заставить их нарушить требование
почитания отца; следует же прощать их и не замечать их промахов,
поскольку отец имеет право разрешить не выказывать знаков
уважения к себе, и получивший это разрешение может им
пользоваться. 18. Запрещено бить своего взрослого сына. И здесь все зависит не
от возраста, а от физического развития сына: если есть основания
опасаться, что сын будет защищаться от побоев словами или
действием, даже если он не достиг еще возраста бар-мицвы, его
запрещено бить, а только упрекать словами. И если человек бьет
своего взрослого сына, его подвергают отлучению от общины,
поскольку он нарушает запрет из Торы: «Перед слепым не ставь
претыкания» (то есть: не провоцируй человека на нарушение
заповеди — перев.).
19. Сын обязан почитать жену отца, хотя она и не является его
матерью, все время, пока отец его жив. И также он обязан почитать
мужа матери все время, пока та жива. И разумно было бы
продолжать почитать их и после смерти отца или матери.
20. Человек обязан почитать своего старшего брата, как по отцу, так
и по матери. И всякий обязан почитать своего тестя и тещу (как мы
видим на примере царя Давида, да пребудет мир на нем, который
почитал царя Шауля, который был его тестем, и называл его «отец
мой», как сказано: «И, отец мой, смотри…»). и также обязан человек
почитать отца своего отца, хотя обязанность почитать отца более
строга, чем обязанность почитать деда.
21. Тот, кто хочет действительно почитать своего отца и свою мать,
пусть занимается изучением торы и добрыми делами, поскольку в
этом — большой почет для его предков, ведь люди будут говорить:
«Счастливы отец и мать, вырастившие такого сына!» Если же сын не
идет по прямой дороге, предки его будут опозорены им, и он стыдит
их таким стыдом, горше которого нет. И также отец, который желает
проявить настоящее милосердие к своим сыновьям, пусть
занимается изучением Торы и добрыми делами, пусть станет угоден
Б-гу и людям, и тогда его сыновей будут почитать из-за него. Если же
человек не идет по прямой дороге — и его потомков после него
будут позорить. И, кроме того, из-за преступлений отцов могут
погибать их дети, как сказано в Писании: «…засчитывающий
преступление отцов сыновьям». И это — самая страшная
жестокость: ведь своим преступлениями такой человек навлекает
смерть на своих детей! И никто не проявляет большего милосердия к
своим сыновьям, чем праведник, поскольку его заслуга защищает
его потомков в тысяче поколений. 22. Геру (то есть сыну нееврея) запрещается проклинать своего отца
и позорить его, чтобы не сказали: «Святость этого человека
меньше»; а следует проявлять некоторые знаки уважения к нему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *