Медицина, Мудрость

Качества Характера, которые следует развивать. Остеопатия, Биодинамика.

Качества Характера, которые следует развивать. Остеопатия, Биодинамика. 1

1. Люди отличаются друг от друга своим душевным складом. Один
человек склонен гневаться и всегда сердит; а другой человек всегда
спокоен и не сердится никогда, или сердится один раз за много лет.
Один человек чрезмерно горделив; а другой чрезмерно принижен.
Один обуреваем страстями — никогда не насыщается его душа,
стремящаяся постоянно к предмету его страсти; а другой отличается
чистым сердцем и не испытывает желания приобрести даже то
немногое, что необходимо для существования. Один жаден, и не
насытится его душа даже всеми деньгами мира, как сказано:
«Любящий деньги не насытится деньгами»; а другой настолько
смирил свою жадность, что удовлетворяется немногим,
недостаточным для пропитания, и не старается добыть
необходимое. Один морит себя голодом и копит богатства, и
купленную на свои деньги еду ест, страдая; а другой проматывает
все свое имущество. И так во всех душевных качествах и
склонностях, как, например, веселье и грусть, скупость и щедрость,
жестокость и милосердие, трусость и мужество, и так далее.
2. Правильный, ведущий ко благу путь состоит в том, чтобы человек
приучил себя выбирать среднее. Пусть человек испытывает
стремление только к тем вещам, которые необходимы для тела и без
которых невозможно существовать, как сказано: «Праведник ест до
сытости». И также пусть не работает больше, чем необходимо для
приобретения того немного, что нужно, чтобы прожить этот день, как
сказано: «Достаточно и немногого для праведника». И пусть не будет
слишком жадным, но и не разбрасывается деньгами, а дает
милостыню по средствам и дает в долг правильным образом и тому,
кому следует. И пусть не веселится и не радуется безудержно, но и
не будет печальным и скорбящим, а пусть спокойно радуется все
свои дни и будет доброжелательным. И то же самое относится к
большинству остальных душевных качеств — тот, кто выбирает
среднее, называется мудрецом.
3. Но гордыня — это абсолютно отрицательное качество, и
запрещено человеку проявлять ее даже чуть-чуть; а пусть приучит себя человек быть приниженным, как заповедали нам мудрецы наши
благословенной памяти: «Очень-очень будь приниженным».
Как же ты сможешь приучить себя быть скромным и приниженным?
Говори только спокойно, пусть голова твоя будет опущена, глаза
смотрят вниз, а сердце — вверх, и думай про всякого, что он лучше
тебя: ведь, если он больший знаток Торы, чем ты, то ты обязан
почитать его; и также, если он богаче тебя, ты также обязан его
почитать, как сказано в Талмуде: «Рабби почитал богатых» — и
думать, что раз уж Вс-вышний благословенный дал ему богатство,
вероятнее всего, он заслужил его. А если человек ниже тебя по
мудрости или по богатству, думай, что он больший праведник, чем
ты, поскольку, если он и совершит какое-либо преступление, то
сделает это по ошибке или будучи вынужденным (ведь он не знает,
что это запрещено — перев.), а ты, если совершаешь преступление,
делаешь это сознательно. Если ты будешь думать так постоянно, ты
никогда не сможешь возгордиться, и будет тебе благо.
4. И также гнев — абсолютно отрицательное качество, и подобает
человеку отдалиться от него, насколько возможно, и приучить себя
не сердиться даже тогда, когда сердиться следовало бы. А если ему
нужно привести к повиновению своих домашних, пусть разыграет
перед ними гнев, чтобы напугать их, а внутри будет спокоен. Сказал
Элиягу (пророк) раву Йегуде, брату рав Сала Хасида: «Не гневайся и
не греши» (то есть: не сердись, поскольку из-за того, что ты
сердишься, ты можешь согрешить), «Не напивайся вином и не
греши». Еще сказали учителя наши благословенной памяти:
«Всякий, кто сердится, как будто поклоняется идолам, и все виды
наказаний Гехинома владеют им, как сказано: “И убери гнев из
своего сердца, и отведи зло от твоей плоти”, а зло — это Гехином,
как сказано: “…и также злодей — до дня зла”. Если человек склонен
сердиться, то и жизнь его — не жизнь.
Поэтому приказано нам отдаляться от гнева, пока не приучим мы
себя не сердиться даже на то, что по-настоящему может рассердить.
И это есть путь блага и путь праведников, которые не платят обидой
за обиду, слышат, как их позорят, и ничего не отвечают, служат Б-гу
из любви и радуются, когда Он посылает им страдания — о них
говорит Писание: “А любящие Его — как солнце, выходящее в своей
мощи”. 5. Пусть человек всегда как можно больше молчит, а уж если и
говорит, то либо о Торе, либо о том, что необходимо для
поддержания существования тела. И даже о том, что необходимо
для поддержания тела, пусть не говорит слишком много. И сказали
уже учителя наши благословенной памяти: “Всякий, кто говорит
слишком много, призывает грех”. И еще сказали: “Не нашел я для
тела ничего лучше молчания”. И сказал Рава: “Что означает стих:
“Жизнь и смерть в руках языка”?. Тот, кто хочет жизни — добивается
ее языком; тот, кто хочет смерти — добивается ее языком”.
6. Человек не должен быть ни безудержно веселящимся, ни
печальным и скорбящим, а должен быть радостным. Так сказали
мудрецы благословенной памяти: “Смех и легкомыслие приучают
человека к разврату”. И также пусть человек не будет жадным,
гонящимся за деньгами, и пусть не будет равнодушным и
бездельничающим, а пусть будет щедрым, пусть поменьше работает
и занимается Торой. И той малости, которую он получает в удел,
пусть радуется. Так сказали мудрецы наши благословенной памяти:
“Зависть, жадность и стремление к почету выбрасывают человека из
мира”. И от этих свойств человеку следует отдаляться.
7. Может человек подумать: “Поскольку зависть, жадность,
стремление к почету и подобные душевные качества дурны — ведь
они выбрасывают человека из мира, — я отдалюсь от них полностью
и ударюсь в другую крайность” — настолько, что не будет теперь
есть мяса и пить вина, не женится и не станет жить в красивом доме
и носить красивую одежду, а будет одеваться в мешковину и т.д., —
также и это дурной путь, и идти по нему запрещено. Идущий по
этому пути называется грешником, поскольку написано про назорея:
“И искупит его, поскольку он согрешил против души”. И сказали
мудрецы наши благословенной памяти: если уж назорей, который
отказался только от вина, нуждается в искуплении, отказывающийся
от всего — тем более!
Поэтому заповедали учителя наши благословенной памяти, чтобы
человек отказывался только от того, что запрещено Торой, а не
запрещал бы себе с помощью обетов и клятв разрешенное Торой.
Так сказали мудрецы наши благословенной памяти: “Недостаточно
тебе, что ли, того, что запретила Тора, что ты еще запрещаешь себе
разрешенное?!” И запретили учителя наши благословенной памяти изнурять себя постами больше, чем следует. И про все это и
подобное ему сказал царь Шломо, да пребудет мир на нем: “Не будь
очень праведным и не слишком мудрым: зачем тебе разрушаться”. И
еще сказал он: “Проложи путь ног твоих по середине, и все дороги
твои пусть будут исправлены”.
8. Мы уже приводили (глава 1, параграф 3) высказывание Йегуды
бен Теймы: “Будь дерзок, как тигр…” — чтобы человек не смущался
перед людьми, высмеивающими его за его служение Творцу, да
будет имя Его благословенно; но, тем не менее, не следует отвечать
им нагло, чтобы не приобрела его душа этого качества: быть наглым
даже не во время служения Ему, да будет имя Его благословенно.
9. И также не следует драться за право выполнения заповеди, как,
например, молиться в качестве хазана, или быть вызванным к Торе,
или еще что-то в этом же роде, как мы видели в истории с Хлебами
приношения: хотя есть заповедь есть эти Хлебы, тем не менее в
Талмуде сказано: “Скромные не протягивали рук, а обжоры хватали
и жрали”.
10. Человек устроен так, что в своих делах он следует за своими
близкими, друзьями и земляками. Поэтому должен человек дружить
с праведниками, сидеть всегда возле мудрецов, чтобы учиться их
делам; и пусть отдаляется от злодеев, бродящих во тьме, чтобы не
учиться их делам. Сказал царь Шломо, да пребудет мир на нем:
“”Идущий с мудрецами станет мудрым, а дружащий с глупцом станет
злодеем». И еще сказано: «Счастлив человек, который не ходил, как
злодеи…». И если человек живет в городе, руководители которого —
злодеи, а жители его не ходят прямыми путями, пусть переедет
оттуда в город, жители которого — праведники и следуют путями
блага.
11. Заповедь из Торы требует от человека объединяться с
мудрецами Торы, чтобы учиться их делам, как сказано: «И к Нему
прилепись». А разве можно человеку прилепиться к Б-жественному
присутствию?! Значит, стих нужно понимать по-другому, и вот как
объясняют его учителя наши благословенной памяти: «Прилепись к
мудрецам Торы». Поэтому должен человек стараться жениться на
дочери мудреца, отдать свою дочь в жены мудрецу, есть и пить с
мудрецами и заниматься бизнесом для мудреца, и объединяться с
ними всеми возможными способами, как сказано: «…и чтобы прилепляться к Нему». И то же заповедали учителя наши
благословенной памяти, сказав: «Пылись в пыли их ног и пей с
жадностью слова их».
12. Заповедь требует от каждого человека любить каждого, кто
принадлежит к еврейскому народу, как собственное свое тело, как
сказано: «И люби ближнего своего, как самого себя». И поэтому
человек должен рассказывать про евреев хорошее и жалеть их
деньги так же, как он жалеет собственные деньги и заботится о
собственном почете. И всякий, кто зарабатывает себе почет за счет
позора товарища, хотя товарищ его при этом и не присутствует и не
переживает позора, и тот его даже не позорил сознательно, а просто
рассказал о своих добрых делах и своей мудрости в сравнении с
делами и мудростью товарища, чтобы из их сравнения всякий мог
видеть, что ему полагается почет, а его товарищу — позор, — этот
человек не имеет доли в будущем мире, пока не раскается полным
раскаянием.
13. Всякий, кто ненавидит одного из евреев в своем сердце,
нарушает запрет Торы, как сказано: «Не ненавидь брата своего в
сердце своем» (см. ниже, глава 189, параграф 5). И если против
человека кто-то согрешил, этот человек не имеет права молча
ненавидеть согрешившего, как сказано про злодеев: «И не говорил
Авшалом Амнону ни плохого, ни хорошего, ибо ненавидел Авшалом
Амнона»; но должен он выполнить заповедь сообщить ему об этом,
сказав: «Почему сделал ты мне так-то и так-то? Почему ты согрешил
против меня в том-то и том-то?» — как сказано: «Упреком упрекни
ближнего своего». И если тот раскается и попросит у него прощения,
он должен простить его и не быть жестоким, как сказано: «И
помолился Авраам Б-гу (о здоровье обидевшего его, но
раскаявшегося Авимелеха — перев.)».
В «Авот де-рабби Натан» читаем: «А что имеется в виду под
“ненавистью к людям”? Запрет ненавидеть людей состоит в том,
чтобы человек не говорил: Люби мудрецов и ненавидь их учеников;
люби учеников и ненавидь неученых евреев; а должен он говорить
так: люби всех и ненавидь отвергающих Тору, соблазняющих к
идолопоклонству и предателей».
И так же сказал Давид: «Ненавидящих Тебя, Б-же, я буду
ненавидеть, и с восстающими на Тебя буду я драться; окончательной ненавистью возненавидел я их, врагами стали мне они». Вот ведь и
Тора сказала: «Люби ближнего своего, как самого себя, Я Б-г». То
есть: почему следует любить ближнего? Потому что Я сотворил его.
И если он поступает так, как положено твоему народу, ты должен его
любить, а если нет — ты не должен его любить.
14. Запрещено человеку просить Небеса осудить его товарища,
который сделал ему злое дело, но только в том случае, если он
может добиться справедливости на Земле. И всякий, жалующийся Б-
гу на товарища, получает свое наказание прежде него. А некоторые
говорят, что, даже если человек не может добиться справедливости
на земле, запрещено ему жаловаться Б-гу на товарища, а следует
сначала предупредить его об этом.
15. Если человек видит, как товарищ его согрешил или пошел по
дурному пути, он обязан вернуть его к добру и сообщить ему, что тот
совершает грех своими дурными делами, как сказано: «Упреком
упрекни ближнего своего». И упрекающий товарища как в чем-то,
касающемся их двоих, так и в чем-то, кто касается только этого
товарища и Б-га, должен упрекать его с глазу на глаз и говорить с
ним спокойно, мягкими словами, и пусть сообщит ему, что
разговаривает с ним только ради него самого, чтобы привести его к
жизни в будущем мире. И всякий, кто мог бы помешать товарищу
согрешить и не помешал, сам попадется на этом же, поскольку мог
спасти другого.
16. О чем идет речь? Только о случае, когда упрекающий полагает,
что его товарищ послушается его; но если он знает, что тот его не
послушается — запрещено упрекать его1, поскольку сказал рабби
Илаа от имени рабби Элиэзера, сына рабби Шимона: «Как есть
заповедь на человеке сказать слово, которое будет услышано, так
есть и заповедь, требующая не говорить слова, которое не будет
услышано». А рабби Аба сказал: «Делающий это виновен в
нарушении заповеди, как сказано: Не упрекай насмешника, чтобы он
не возненавидел тебя; упрекни мудреца, и он полюбит тебя».
17. Запрещено человеку обижать своего товарища, будь то словами
или делом, и тем более публично. И сказали мудрецы наши
благословенной памяти: «Тот, кто публично говорит товарищу такое,
от чего тот белеет от стыда, лишается доли в будущем мире». Еще сказали мудрецы наши благословенной памяти: «Лучше бы человеку
броситься в огненную печь, чем позорить товарища публично, как
сказано: Ее выводят (на сожжение — перев.), а она посылает к
своему тестю, говоря: “От человека, которому принадлежат эти
вещи, я беременна”. И она сказала ему намеком, а не прямо: если
он сознается — сознается, а если нет — она не будет раскрывать
всем, что произошло.
Поэтому должен человек очень остерегаться опозорить товарища
публично, как ребенка, так и взрослого, и пусть не зовет его по
имени, которого он стесняется, и пусть не рассказывает в его
присутствии о том, чего он стыдится. А если товарищ его согрешил
перед ним, и тот должен теперь упрекнуть его — пусть не позорит
его, как сказано: “И не понесешь за него греха”. О чем идет речь? О
преступлениях, совершаемых человеком против своего товарища;
однако в случае преступления против Небес — если товарищ его не
раскаялся, когда тот упрекал его один на один, его позорят публично,
сообщают всем о его преступлении и поносят его в его присутствии,
и стыдят и проклинают его, пока он не вернется к добру, как делали
все еврейские пророки. И в этом не будет “обиды словами”,
поскольку сказано: “Не обижайте каждый ближнего своего”, и
объясняют учителя наши благословенной памяти: Что значит —
ближнего твоего, то есть одного из народа твоего? Речь о том
народе, который вместе с тобой изучает Тору и исполняет заповеди,
именно его запретила Тора обижать, а не того, кто нарушает слова
Торы и не раскаивается, когда его упрекают мягко и один на один.
18. Человек, против которого его товарищ согрешил, а тот не захотел
упрекать его и вообще говорить с ним об этом, а простил его в
сердце, не ненавидя и не упрекая его — это степень “праведности”.
Тора приказала упрекать ближнего только в том случае, если иначе
ты его возненавидишь.
19. Человек должен особенно внимательно относиться к вдовам и
сиротам, разговаривать с ними всегда мягко и вести себя с ними
уважительно. Не следует причинять им страданий даже словом,
поскольку дух их очень принижен и уверенность в себе
недостаточна, даже если у них есть деньги. Даже по отношению к
вдове царя и его сиротам предостерегает нас Тора, говоря: “Никаких
вдову и сироту не притесняйте”. Союз заключил с ними Тот, по Чьему слову был сотворен мир:
всякий раз, когда они жалуются Ему на то, что их ограбили, они
получают ответ, как сказано: “…ибо, если закричат они Мне, услышу
Я их крик”.
О чем это говорится? О случае, когда человек притесняет вдову или
сироту для собственной выгоды; но если учитель притесняет их,
желая научить Торе или ремеслу, или для того, чтобы наставить их
на путь истинный — это разрешено. И тем не менее, даже в этом
случае следует наставлять их мягко и проявляя величайшее
милосердие, как сказано: “…ибо Б-г будет воевать за них”.
И неважно, идет ли речь о сироте без отца или без матери. И до
какого возраста они называются сиротами в этом смысле? До того
возраста, когда они смогут самостоятельно обслуживать себя, как
остальные взрослые.
20. Человек должен следить за тем, чтобы не сделать ничего такого,
из-за чего люди могли бы подумать, что он совершил преступление
(даже если он его не совершал) — как мы видим из правила, по
которому коhен, заходящий в здание, где хранились деньги,
предназначенные для покупки жертвенных животных, не имел права
надевать такую одежду, в которой можно что бы то ни было спрятать
(чтобы не подумали, что он украл монету и спрятал — перев.) —
поскольку человек должен быть чист в глазах людей так же, как он
чист в глазах Вс-вышнего, благословен Он, как сказано: “И будьте
чисты перед Б-гом и перед Израилем”, и сказано: “Найди милость и
хорошее отношение в глазах Б-га и человека”.
21. Желающий проявить качество праведности и делать больше
положенного пусть не принимает никаких подарков, а полагается на
Б-га, Который даст ему все необходимое, как сказано: “И
ненавидящий подарки будет жить”.
1 Речь идет только о запрете, который не сформулирован в Торе
прямо (хотя это и запрет Торы). Если человек вообще не соблюдает,
нет обязанности упрекать его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *